Рекомендации дефектолога

15.05.2023-19.05.2023

рекомендации родителям по лексической теме :" Насекомые"





10.05.2023-12.05.2023

рекомендации родителям по лексической теме :"День Победы"


 02.05.2023-05.05.2023

рекомендации родителям по лексической теме :"труд людей весной"

Отвечаем на вопросы:

 - Какие работы в поле весной? (вспахать, засеять, полить)

- Кто управляет тракторами?

- Сколько месяцев длится весна? (Три.)

  - Назовите первый весенний месяц. (Март.)

  - Назовите последний месяц весны. (Май.)

  - Назовите месяц, который вдет между мартом и маем. (Апрель.)

  - Который по счету месяц весны май? (Третий, последний месяц весны.)



24.04.2023-28.04.2023

рекомендации родителям по лексической теме : "Водные обитатели"




17.04.2023-21.04.2023

рекомендации родителям по лексической теме " природа родного края"

игра "Что я знаю о деревьях?"

*Какое дерево не меняет окраску? (ель, сосна)

*Плод, какого дерева называется желудь? (дуб)

*Какое дерево осень красит в желтый цвет? (берёза)

*У какого дерева листья умеют "дрожать"? (осина)

*Из плодов,  какого дерева можно сделать алые бусы? (рябина)


загадки:

1) Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный? (Волк)

-Почему говорят, что волк голодный? (трудно найти пищу)

2)Рыжая кума всех провела (Лиса)

-Чем питается лиса зимой? (ловит зайцев, полевых мышек).

В каких  русских народных сказках мы встречаемся с лисой? («Лиса и волк»,  « Заюшкина избушка», « Кот, петух и лиса», « Лиса и журавль»).

3) Маленький, беленький,

По лесочку прыг-прыг!

По снежочку тык-тык!  (Заяц)

-Какой окраски шубка зайца зимой? Почему? (белая, чтобы быть не заметным на снегу)

4) Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе орешки я грызу. (Белка)

-Как белка готовится к зиме? (делает запасы, орешки, грибы, шишки)

-А как вы думаете, следы каких  животных мы зимой никогда не встретим в лесу? И почему? (медведь и ёж)

А теперь давайте поиграем в словесную игру « Что не так». Слушайте внимательно, если услышите ошибку, исправьте её, сказав верную фразу.

У волка – лисята, они живут в логове

У медведя – зайчата, они живут в норе

У белки – волчата, они живут в берлоге

У волка  - бельчата они живут в дупле

У зайца - медвежата они живут в берлоге

У лисы – волчата они живут в дупле


10.04.2023-14.04.2023

рекомендации родителям по лексической теме "космос"







03.04.2023-07.04.2023

рекомендации родителям по лексической теме "перелетные птицы"
















Рекомендации родителям на летний период



В следующем учебном году ваши дети будут уже в подготовительной группе. Наша с вами общая задача – подготовить их к школе, чтобы они были успешными.

Конечно, мы занятые люди. И проще всего отдыхать, усадив ребёнка перед телевизором или компьютером.… Но возникает немало вопросов, как это лучше сделать. И здесь, как нам кажется, вам могут пригодиться наши советы.

Максимально оградите ребенка от компьютера или хотя бы сократите пользование им до гигиенически рекомендуемых норм (7 минут - дети до 5 лет; 10 минут - дети 6 лет; 15 минут - ученики начальных классов).

Не рекомендуется допускать значительных отклонений в режиме дня: время пробуждения и отдыха ко сну должны быть примерно такими, как в детском саду, или изменены в разумных пределах.

Следует обратить внимание на питание ребёнка. Рацион должен быть сбалансированным и содержать достаточное количество белков и углеводов, а это молочные и мясные продукты, свежие фрукты, ягоды и овощи. Лето - самый благоприятный период для восполнения недостатка витаминов.

Развиваем речь ребёнка летом.

Обогащение активного и пассивного словаря ребенка, развитие фонематических процессов, формирование у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители могут и обязаны решать ежедневно.

Июнь. Наступило лето! Природа распустилась, лес, сад, деревья в парке изменились до неузнаваемости, покрылись густыми зелеными листьями. Солнце греет все жарче и жарче, день становится длиннее и птицы поют без умолку. Заколосилась в поле рожь, цветет земляника,  шиповник, если увидеть улей, то в нем пчелы собирают мед с пыльцы растений.

Июль. Идет сенокос (косят сено), спеет черника, наливается клубника. А если сходить в лес за ягодами можно набрать целую корзину. Смотри! В парках лежит летом пушистый "белый снег"?! Это цветет тополь, а "летний снег" - это тополиный пух.

Август. Вода  у берега в озере стала холодней. Это потому, что день стал короче, а ночи длинней. А солнце все равно по-летнему греет. Месяц август дарит нам большой урожай фруктов, овощей и вкусных ягод.

  • На кухне. У вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребенка по таким темам: «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Продукты питания», «Бытовая техника».

Рассказывайте сыну или дочке, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете. Не ограничивайтесь примитивным словарем, предлагайте ребенку все новые и новые слова. Называйте свои действия (нарезаю, перемешиваю, солю, обжариваю); показывайте ребёнку, что и как вы делаете. Поручите ему посильную помощь по кухне. В деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее. Пусть ребёнок занимается рядом с вами, копирует ваши слова и действия: «готовит» еду, моет посуду, вытирает со стола и при этом обязательно рассказывает вам о том, что он делает.

  • На даче. Перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам «Лето», «Цветы», «Насекомые», «Деревья», «Ягоды», «Растения сада», «Летние и осенние работы в саду».

Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные на даче необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребенка на всю жизнь. Только здесь ребёнок в естественных условиях усвоит значение глаголов «вскопать», «подрыхлить», «прополоть», «удобрить» и других. Не на картинке, а в живую увидит растения в разную пору их вегетативного периода (рост, цветение, плодоношение, увядание); узнает, как и где вырастают ягоды, овощи, фрукты, каким трудом дается урожай. Даже если названия цветов, кустарников или овощей кажутся вам сложными для ребенка, то все равно чаще называйте их вслух (нарцисс, гладиолус, жимолость, патиссон и другие). На первых порах они пополнят пассивный словарь ребенка, он будет их знать. Постепенно эти слова перейдут в активное употребление и существенно обогатят словарный запас вашего ребёнка.

Можно предложить ребёнку игры, которые тренируют силу и длительность выдоха:

  • Обдувать одуванчики несколькими короткими, а потом одним долгим выдохом;
  • Пускать мыльные пузыри через соломинку (разводить детский шампунь)
  • Надувать воздушные шарики;
  • Стараться надувать надувные игрушки, круги, мячи;
  • Учиться плавать, выдыхая в воду, нырять;
  • Дуть на детские флюгера.

 

Развитию мелкой моторики способствуют следующие действия:

  • Самообслуживание (молнии, кнопки, пуговицы, шнурки);
  • Собирать, перебирать ягоды;
  • Помогать взрослому полоть грядки;
  • Выкладывать рисунки из камней (шишек, спичек, круп);
  • Играть с глиной, мокрым песком;
  • Играть с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель).

В дождливые дни можно:

Собирать мозаики, конструкторы, пазлы;

Перебирать крупы;

Раскрашивать раскраски цветными карандашами;

Складывать простые игрушки из бумаги (оригами);

Вышивать (крупным крестиком);

Завинчивать гайки (игрушечные и настоящие);

Плести из бисера;

Лепить из пластилина, пластика, теста.

 

Очень важно продолжать развивать мышцы речевого аппарата (неспецифического).

  • Жевать мясо (а не только сосиски и котлеты);
  • Жевать сырые овощи (морковь, редис, огурцы) и фрукты (яблоки, груши…);
  • Лизать языком с блюдца варенье, сметану, йогурт – для распластывания языка;
  • Полоскать рот;
  • Жевать боковыми зубами;
  • Сосать сухарики из хлеба, булки (солёные);
  • Лизать эскимо.

 

И в любое время можно поговорить с ребёнком. Эти игры способствуют  развитию грамматического строя речи, связной речи.

  • Скажи наоборот (высокий-низкий)
  • Посчитаем (1 рыба, 2 рыбы, 5 рыб)
  • Скажи ласково (птица – птичка, ковер – коврик)
  • Один – много (стул – стулья, много стульев; дом – много домов)
  • Словообразование (напр.: стол из дерева – какой? – деревянный)
  • Подбирать определения (Какие бывают собаки: большие, служебные …);
  • Игра «Угадай, что я вижу» (по описанию узнать задуманный предмет) (Зелёная, кудрявая, белоствольная. Что это? Берёза);
  • Назвать слова с определённым слогом, звуком;
  • Составлять предложения с заданными словами;
  • «А если бы» (помечтать на тему: «А если бы у меня был ковёр-самолёт, шапка-невидимка...»);

 

Играем, развивая фонематические процессы:

  • Повтори за мной ( слоговые дорожки – па – ба – па, та-да-та и т.д);
  • Назови первый (последний) звук в слове;
  • Где спрятался звук - в начале? В середине? В конце? - ищем звук [Л] в слове ЛОПАТА, КОЛПАК, КОЛ.

Проводя игры и упражнения с детьми, важно, чтобы дети отвечали полным ответом, верно проговаривали слова, правильно строили предложения и могли аргументировать ответ.

Если мама занята.

Каждая мама, которой нужно провести некоторое время за компьютером или сделать что-то по дому, сталкивается с проблемой, чем занять ребенка, чтобы он посидел 15 минут спокойно и дал маме поработать.

Предлагаю игры, которые помогут вашему ребенку провести время с пользой, а вам немного поработать и сделать свои дела.

  • Лепка из соленого теста.
  • Различные трафареты, обводить какие либо предметы (блюдца, чашки, др.)
  • Коллаж (дать ребенку лист, клей, кисточку, какие либо вырезки).
  • Коробочка с разными мелочами (набросайте в нее прищепки, крупные пуговицы, заколки, брошки и т.д.).
  • Коробка с камешками, или шнурками.
  • Спичечные коробки, внутрь которых можно положить разные мелкие предметы, дети очень любят их открывать.
  • Ленточка или шнурок, нанизывание макарон.
  • Привязать теннисный шарик или сделать самим мягкий небольшой мячик, подвязать его на прочную нитку в дверном проеме, сделать из картона ракетку, отбиваем мяч.
  • Горка (строим горку из гладильной доски, скатываем машинки с горки).
  • Старая мамина сумочка или косметичка (положите разные мелочи в разные карманчики).
  • Старая клавиатура, мышка.
  • Воронка крупная, пластиковая бутылка и крупы: фасоль, горох.
  • Миска с манкой или мукой, маленькое сито.
  • Лоток для яиц и различные макароны, фасоль, камушки, мозаика.
  • Бумажные снежки (делаем сами из газеты или бумаги), можно бросать их в ведро.
  • Колготки и мячики или другие небольшие предметы, которые можно в них складывать.
  • Дорожки и ручейки из ленточек, ремней, т/бумаги: прыгаем, оббегаем.
  • Животные – приделываем ребенку хвостик из пояса и играем в кошку, мышку, обезьянку.

Читайте вместе, делитесь с ребёнком мнением о прочитанном. Приобщайте ребёнка к культуре семейного чтения, наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как к удовольствию.

Рекомендуемая литература для чтения, рассказывания и разучивания.

Волшебные сказки:

 «Белая уточка», «Заговоренный клад», «Заколдованная королевна», «Василиса Прекрасная», «Волшебное кольцо», «Жар Птица и Василиса Царевна», «Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо», «Марья Моревна», «Окаменелое царство», «По колено ноги в золоте, по локоть руки в серебре», «Семь Симеонов», «Снегурочка», «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что», «Три царства — медное, серебряное и золотое», «Финист—Ясный сокол», «Хрустальная гора», «Царевна-змея».

Бытовые сказки:

 «Две загадки», «Иван-солдат», «Мудрая дева», «Петр и Петруша», «Солдат и царь в лесу», «Солдат и черт», «Ум».

Былины:

 «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Илья избавляет Царьград от ЩолишащвИлья Муромец и Калин-царь», «Как Илья Муромец богатырем стал», «Как Илья поссорился с князем Владимиром», «На заставе богатырской», «Про прекрасную Василису Мику-лишну», «Садко», «Святогор-Богатырь», «Сказка о русских богатырях и нечистой силе», «Три поездки Ильи Муромца».

Фольклор народов мира

Сказки:

 «Айога» (нан.) «Джек, покоритель великанов» (вал., пер. К. Чуковского), «Золотой холм» (чеш. нар. ск.), «Кот в сапогах», «Мальчик-с-пальчик» (фр.), «Наказанная гордыня», «Про трех заколдованных князей» (чеш. нар. ск.).

Веселые стихи:

В. Берестов «Дракон»; М. Бородицкая «Убежало молоко»; Б. Заходер «Кавот и Камут; С. Маршак, Д. Хармс «Веселые чижи»; Э. Мошковская «Хитрые старушки»; Р. Сеф «Бесконечные стихи», «Совершенно не понятно»; В. Левин «Мистер Квакли»; И. Токмакова «Плим»; Э. Успенский «Если был бы я девчонкой...»; С. Черный «Приставалка».

Поэтические сказки:

 П. Ершов «Конек-горбунок».

А. Пушкин «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке».

К. Чуковский «Бармалей», «Одолеем Бармалея».

Басни поэтические и прозаические:

И. Крылов «Ворона и Лисица», «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська»; С. Михалков «Аисты и Лягушки», «Осел и Бобр», «Слон-живописец», «Соловей и Ворона»;

По мотивам текстов Эзопа «Кошка и Куры», «Лисица и виноград», «Лисица и Лев», «Лягушки», «Орел и Жук».

Прозаические произведения русской и зарубежной литературы

О природе: В. Бианки «Лесные домишки», «Оранжевое горлышко», «Синичкин календарь»; В. Гаршин «Лягушка-путешественница»; Р. Киплинг «Маугли»; С. Козлов «Ежикина скрипка», «Как ослик шил шубу», «Такое дерево»; К. Коровин «Белка»; А. Куприн «Слон»; Д. Мамин-Сибиряк«Медведко», «Притча о молочке, овсяной кашке и сером котишке Мурке», «Сказочка про козявочку»; М. Михайлов «Лесные хоромы»; Р. Погодин«Откуда идут тучи», «Про жеребенка Мишу и мышонка Терентия»; М. Пришвин «Весна в лесу», «Еж», «Золотой луг»; Я. Сладкое «Разноцветная земля»; Г. Снегирев «Скворец»; Е. Трутнева «Осень».

О социальной действительности и нравственных ценностях.

С. Аксаков «Аленький цветочек».

С. Алексеев «Первая колонна».

Г.-Х. Андерсен «Волшебный холм», «Гадкий утенок», «Дикие лебеди», «Дюймовочка», «Елка» «Новый наряд короля», «Русалочка», «Свинопас», «Снежная королева», «Стойкий оловянный солдатик», «Пастушка и трубочист», «Уж что муженек сделает, то и ладно», «Чайник».

А. Толстой «Иван да Марья», «Прожорливый башмак».

П. Бажов «Серебряное копытце», «Хозяйка медной горы».

Л. Воронкова «Дедова калоша», «Маленький Соколик», «Ссора с бабушкой», «Таня выбирает елку» из сборника «Солнечный денек».

Н. Гарин-Михайловский«Книжка счастья».

А. Гайдар «Поход».

Братья Гримм «Бременские музыканты».

В. Даль «Старик-годовик».

В. Драгунский «Друг детства», «Он живой и светится», «Тайное становится явным».

О. Дриз «Когда человеку шесть», «Пуговки», «Стеклышки», «Сто весенних лягушат».

М. Зощенко «Великие путешественники».

Б. Житков «Как я ловил человечков», «На льдине».

В. Катаев «Дудочка и кувшинчик».

Ю. Коваль «Дед, баба и Алеша», «Ух!».

В. Крупин «Отцовское поле».

А. Митяев «Мешок овсянки».

М. Михайлов «Два Мороза».

И. Носов «Дружок», «Карасик», «Огурцы», «Фантазеры».

В. Одоевский «Городок в табакерке».

В. Осеева «Волшебное слово», «Почему?», «Синие листья», «Три сына».

А. Островский «Снегурочка».

Л. Пантетеев «Трус».

К. Паустовский «Теплый хлеб».

Я. Сегель «Как я был мамой».

Н. Телешов «Белая цапля», «Крупеничка», «Уха».

Л. Толстой «Два брата», «Косточка», «Праведный судья», «Прыжок», «Филлипок».

С. Топелиус «Три ржаных колоска».

Э. Шим «Где наша деревня», «Не смей».

Г. Цыферов «Паровозик».

Ю. Яковлев «Мама».

Сказка-повесть:

А. Волков «Волшебник изумрудного города», «Семь подземных королей», «Урфин Джюс и его деревянные солдаты».

А. П. Гайдар «Чук и Гек».

В. Губарев «Королевство Кривых Зеркал», «Малыш и Мелькор».

А. Линдгрен «Мио, мой Мио», «Пеппи-Длинный чулок», «Принцесса, не желавшая играть в куклы».

А. Милн«Винни-Пух и все-все-все».

Н. Носов «Винтик, Шпунтик и пылесос», «Незнайка путешествует», «Незнайка учится».

А. Погорельский «Черная курица или Подземные жители».

О. Пройслер «Маленькая Баба-Яга», «Маленькое приведение», «Чертенок № 13».

Дж. Родари «Джельсомино в Стране лжецов», «Приключения Чипполино».

А. Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино».

Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот».

Я. Экхолъм «Людвиг Четырнадцатый, Тутта Карлссон первая и единственная».

Туве Янссон «Погоня за кометой», «Шляпа волшебника».

Уделяйте своему ребенку больше внимания, чаще находитесь на свежем воздухе.

Старайтесь поощрять ребенка добрым словом, улыбкой, одобрением. Играйте больше, будьте позитивны и радуйтесь его успехам.

Здорового, полезного  вам лета и приятных впечатлений!




05.2022-27.05.2022

рекомендации родителям по лексической теме :"Лето. Школьные принадлежности"







 









































28.03.2022-01.04.2022

рекомендации родителям по лексической теме "животные южных и северных стран

Упражнение «Скажи одним словом».

У слона толстые ноги, поэтому его называют толстоногим. У жирафа длинная шерсть, поэтому его называют .... 

У обезьяны длинный хвост, поэтому ее называют .... 

У жирафа длинная шея, поэтому его называют .... 

У слона большие уши, поэтому его называют .... 

У моржа длинные усы, поэтому его называют ....

Упражнение «Что забыл нарисовать художник?». Кого нарисовал художник? Чего не хватает у каждого животного? Помоги художнику. Дорисуй недостающие части тела.


Упражнение «Расскажи-ка». Рассмотри схему. Составь сравнительные рассказы о
льве и северном олене; о зебре и о белом медведе по образцу.

Образец: Северный олень животное севера, а лев животное юга. Север­ный олень и лев крупные животные. У оленя на голове рога, а у льва густая грива. У оленя и льва шерсть короткая. У оленя короткий хвост, а у льва длинный хвост с кисточкой. У оленя на ногах копыта, а у льва лапы с острыми когтями. Олень травоядное животное. Он питается мхом, корой деревьев. Лев хищное живот­ное. Он питается мясом других животных. Льва называют царем зверей.












Игра «Запомни и запиши цифры»

Задача: развить зрительную и двигательную па­мять, мелкую моторику детей.

Оборудование: карточка с 2-3 написанными на ней цифрами.

Описание. Взрослый показывает ребенку карточ­ку с цифрами и предлагает внимательно их рассмот­реть в течение 5-10 секунд, стараясь запомнить, как они идут по порядку. Затем карточка убирается, а ребенок должен назвать или написать увиденные цифры в заданном порядке.

 

Игра «Повтори за мной действия»

Задача: развить у детей зрительную и двигатель­ную память, координацию движений, научить их по­следовательному повторению действий за взрослым.

Описание: Взрослый и ребенок стоят напротив друг друга. Взрослый показывает ребенку 5-6 дви­жений, следующих сразу друг за другом, а ребенок должен запомнить их последовательность и самосто­ятельно повторить.

Например: руки вверх - вперед - в стороны - на пояс - присесть; руки вперед, присесть - руки вверх, встать - руки на поясе, прыжок. 

 

21.03.2022-25.03.2022

рекомендации родителям по лексической теме "здоровейка"




14.03.2022-18.03.2022

рекомендации родителям по лексической теме "признаки весны"




Игра «Что стало по-другому?»

Задача: развить произвольное зрительное внима­ние, научить запоминать заданную последователь­ность предметов.

Оборудование: 3-4 картинки с хорошо знакомы­ми ребенку предметами или 3-4 игрушки.

Описание. После рассматривания картинок (иг­рушек) взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить, как они лежат. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый меняет местами любые картинки (игрушки). Ребенок должен восстановить исходную последовательность картинок (игрушек). К 5 годам ребенок должен сопровождать свои действия пред­ложениями о местонахождении картинок (или игру­шек). Например: «Картинка с мячиком лежала пер­вой, за ней шла кукла, пирамидка» и т. д. или «По­меняли местами машинку и книжку».

Весна. Кораблик. 

1."Что бывает весной? Проводится аналогично игре "Что бывает осенью? 

2. "Кораблик" Цель: Расширить и активизировать словарь по теме. Оборудование: Бумажный лист для изготовления лодочки. 

Ход: Игра проводится на прогулке весенним днем. 

Сначала ребенок и взрослый наблюдают весенние изменения в природе: таяние снега, образование воды, капель, появление проталин. Затем пускают лодочку по воде. 

Взрослый читает стихотворение А. Барто "Кораблик" Матросская шапка Веревка в руке, Тяну я кораблик По быстрой реке, И скачут лягушки За мной по пятам. И просят меня: - Прокати, капитан! 

3 «Назови ласково» (с существительными данной темы)

 снег - снежок вода - водичка ручей - ручеек солнце - солнышко лодка - лодочка корабль – кораблик 

4. «Разрезная картинка» Цель: научить складывать картинку из четырех частей, активизировать речь. Оборудование: разрезная картинка «Лодочка с парусом» (разрез по диагоналям). 

Ход. Взрослый предлагает щебенку сложить картинку. Во время работы и после необходимо активизировать речь ребенок




09.03.2022-11.03.2022

рекомендации родителям по лексической теме "домашние животные"

Тема: ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ

1. Рассмотреть вместе с ребенком картинки. Познакомить его с названиями домашних
птиц. Рассказать о том, какую пользу птицы приносят. Как человек ухаживает за ними,
чем кормит и где содержит? Закрепить в словаре обобщающее понятие «домашние
птицы».

2. Покажи по картинкам и назови части тела домашних птиц (лапы, шею, голову, клюв,
хвост и т.д.). Чем покрыто тело птиц?





3.Упражнение «Назови правильно»: Назови папу, маму и детеныша каждой птицы.
Петух, курица, цыпленок.       Гусь, гусыня, гусенок.
Селезень, утка, утенок. Индюк, индейка, индюшонок.

4.Упражнение «Кто как голос подает?»: Закончи предложения.

Индюк болбочет.
Курица — ....       Петух — ....          Утка — ....  Гусь — ....

5.       Упражнение «Скажи наоборот»: Закончи предложения.

Утка большая, а утенок — .... У гуся шея длинная, а у курицы — ....Цыпленок молодой, а петух — ....   У курицы лапы без перепонок, а у утки — ....

. Упражнение «Кто лишний?»: Внимательно посмотри на картинку. Что перепутал ху­дожник? Какие птицы не живут в курятнике? Расскажи, где находится каждая птица и как расположены предметы в курятнике, используя предлоги на, около, у, с (со), между, за.




Упражнение «Расскажи-ка»: Составь рассказы о домашних птицах по предложенному наглядному плану.



Лексическая тема «Домашние  птицы»

Развитие восприятия            

Игра «Ответь на вопросы»                                                                                                                                 Кто из домашних птиц самый большой?                                                                                                        

У кого самые большие крылья?                                                                                                       

У кого самая длинная шея?                                                                                                                 

Чьи птенцы самые маленькие?                                                                                                                             У кого короткие ноги?                                                                                                                                   

Игра «Кто внимательный»  - пространственная ориентировка на плоскости.                                                                                                      Расставь картинки  с изображением домашних птиц или игрушки так, чтобы они шли друг за другом (гуськом). Навстречу друг другу; парами. Поставь курицу между уткой и гусем. Кто справа от курицы, кто слева? Поставь утку перед индюком, а гуся за индюком. 

Развитие памяти

Игра «Послушай, запомни и назови слова в заданной последовательности»                              

Селезень, гусь, петух, индюк.                                                                                                    

Послушай слова еще раз и повтори: цыпленок, гусенок, индюшонок, утенок.        

Послушай слова еще раз и повтори: курица, гусыня, утка, индейка.                                                                                                  

 Развитие внимания

Игра «Бывает – не бывает»                                                                                                                   

Курица снесла яйцо.  Петух распустил хвост веером.                                                                                                            

Петух нырнул в речку. Петух нашел зернышко.                                                                                                                  

Цыпленок взлетел на забор. На пруду громко кудахтали гуси.                                                                                                            

 Утка громко закукарекала. Утенок болбочет.

Игра «Будь внимательным!»                                                                                                              

Хлопни в ладоши, если услышишь название домашней птицы: курица, кукушка, петух, ворона, цыпленок, индюк, воробей, утенок, гусыня, снегирь.

Развитие мышления                                                                                                            

Игра «Четвертый лишний?                                                                                                

Утенок, цыпленок, жеребенок, гусенок.                                                                                        

Курица, воробей, индюк, утка.                                                                                                    

Селезень, гусь, цыпленок, петух.                                                                                                 

Индейка, утенок, гусыня, курица.       

28.02.2022-4.03.2022

рекомендации родителям по лексической теме " 8 марта, первоцветы"





21.02.2022-25.02.2022

рекомендации родителям по лексической теме "маленькие исследователи"

Дидактические игры

«Природа и человек».

Дидактическая задача: закрепить и систематизировать знания детей о том,

что создано человек и что дает человеку природа.

Материалы: мяч.

Ход игры: воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой

уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны

руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется;

например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы

создает человек.

«Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

«Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает

свой ход.

ЦЕЛЬ: закреплять знания детей о природе.

ХОД ИГРЫ: Воспитатель напоминает детям, что люди, которые занимаются

изучением природы и вопросами ее охраны, называются экологами, и

предлагает побыть им в роли экологов. Остальные дети будут задавать им

вопросы:

1.Если мы будем охранять птиц в лесу, кому мы поможем?

2.Для чего природе нужны хищники?

3.Что такое красная книга и для чего она нужна?

4.Для чего люди создают заповедники?

5.Расскажите, как связаны между собой елка, белка, рысь?

6.Какую помощь растениям оказывают животные, насекомые?

и так далее.


«Что было бы, если из леса исчезли…».

Дидактическая задача: закреплять знания о взаимосвязи в природе.

Ход игры: воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:

- Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А

если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса

зайцы?

Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные

растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.


14.02.2022-18.02.2022

рекомендации родителям по лексической теме "защитники отечества"



Домашнее задание. Лексическая тема «День защитников отечества»

        1. Расскажите ребенку о том, что это за праздник, кто такие защитники Отечества. Рассмотреть семейные фотоальбомы, побеседовать о том, кто из родных и знакомых  служил в армии, кем.

        2.  Нарисовать Государственный флаг Российской Федерации. Познакомить со значением цветов флага России

        3. Упражнение  «Образуй новое слово» 

Если у солдата много силы, он какой?— сильный.

храбрость—...(храбрый),

 смелость — ...(смелый),

быстрота — ...(быстрый),

ловкость — ...(ловкий),

находчивость — ...(находчивый),

ум — ...(умный). 

Храброго солдата назовем (как?) храбрец.

удалого— удалец,

умелого—умелец.

Быстрый солдат сражается (как?) быстро.

 смелый — смело,

храбрый — храбро,

отважный —отважно.

       4. Упражнение «Один - много».                                                                                 Солдат идёт – солдаты идут;

 Танк едет – танки едут;                                                                                                        Часовой стоит на посту – часовые стоят  на посту;                                                          Автомат стреляет – автоматы стреляют и т.п.

        5. Упражнение «Слово – профессия солдата».

танк – танкист;

 ракета – ракетчик;

пехота – пехотинец;  

подводная лодка – подводник;

десант – десантник и т.п.

        6. Упражнение «Четвертый лишний». (назови, кто лишний объясни свой выбор)
Танк, истребитель, вертолет, самолет, бомбардировщик
Артиллерист, снайпер повар, десантник. 
Барабан, пулемет, автомат, миномет. 
Тельняшка, шинель, джинсы, китель.

        7.  Упражнение «Сосчитай от1 до 10».  
Один танк, три танка, пять танков
самолет,

вертолет,

корабль

        8. Упражнение «Скажи правильно»
Снаряд - 
много (чего?) снарядов 

пушка,

автомат,

патрон,

орудие,

пистолет,

мина,

ракета.

9.  Составление короткого связного рассказа. 
Расскажи о том, кем был в армии твой папа или дедушка. Рассказ должен начинаться с фразы: «Мой папа был ... танкистом (моряком. пограничником и т.д.)»


07.02.2022-11.02.2022

 рекомендации родителям по Лексической теме "Азбука безопасности -Правила дорожного движения"

 1.    Поговорите с ребенком о правилах дорожного движения.

     ·       Улицу можно переходить только по переходу и на зеленый свет светофора.

·       Правило перехода улицы: посмотреть налево, затем дойти до середины   дороги и посмотреть направо, а потом пройти остальное расстояние. Нельзя играть на проезжей части.

·       Сигналы светофора. Дорожный знак «Пешеходный переход». 

         2.    Нарисуйте рисунок «Светофор»


«Правила дорожного движения»

Развитие восприятия                                                                                             

Игра«Улица»                                                                                                                        Объяснить значение слов и рассмотреть  «шоссе», «проезжая часть», «тротуар», «обочина», «пешеходная дорожка».                                                                                                                       

Игра «Светофор»  - ориентировка в пространстве.                                                                                                           Уточнить правила перехода через дорогу, знания о сигналах светофора.                                                                                                                                                              Использовать в речи слова: «слева», «справа», «между», «около», «рядом».

Развитие внимания

Игра «Угадай, какой знак»                                                                                               Напомнить и рассмотреть различные дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Место остановки автобуса», «Место остановки трамвая», «Подземный пешеходный переход»,  «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания», «Пункт технического обслуживания», «Место отдыха» и т. д.                                                                                                                                                                                                                                                                      

Развитие памяти

Игра «Кто знает, пусть продолжает»                                                                                                

Я знаю  такие предупреждающие знаки – красный треугольник (информируют водителей о приближении к опасному участку дороги): дорожные работы, железнодорожный переезд, ………. (Скользкая дорога, неровная дорога, дети, прочие опасности)                                                    

Я знаю такие запрещающие знаки – красный круг (отменяют определенные ограничения движения): движение запрещено, движение пешеходов запрещено,…….. (Въезд запрещен, движение на велосипеде запрещено, движение мотоциклов запрещено, обгон запрещен)                                                                            

Я знаю такие предписывающие знаки – синий круг (указывают определенные режимы движения): движение прямо, движение направо, ……… (движение налево, круговое движение, пешеходная дорожка, велосипедная  дорожка) 

Я знаю такие указательные знаки – синий прямоугольник   (знаки сервиса информируют о расположении на пути следования  соответствующих объектов) 

Развитие мышления

Игра «Четвертый лишний»                                                                     Трамвай, автобус, поезд, электричка.    

Автобус, грузовик, самолет, мотоцикл.  

Самолет, машина, поезд, машинист 

Корабль, капитан, водитель, мотоциклист.         


31.01.2022-04.02.2022

рекомендации родителям по лексической теме: "Семья"

Семья – это самое главное в жизни человека. Рассмотреть   фотографии членов семьи ребенка и рассказать, кто кому доводится.    Расположить фотографии членов семьи по возрасту, начиная  от самого старшего. Назвать фамилии, имена, отчества взрослых членов семьи.  Уточнить домашний адрес. Место работы родителей. Сравнить по возрасту двух членов семьи (бабушку и маму или сына и отца), используя слова старше (младше).  Назвать самого младшего (старшего) члена семьи.

Игры по лексической теме «Семья»

Развитие восприятия                                                                                                                         

 Игра «Назови членов своей семьи»                                                                                                                   

В моей семье три (четыре, пять….) человека: мама, папа, я (сестра, брат, бабушка, дедушка).                                                                                                                              Что такое семья? (Это родственники, живущие вместе)                                                     Родственниками могут быть члены только одной семьи?  (Родственников может быть много, несколько семей. Родственники – это люди, у которых одна и та же бабушка (дедушка, мама, папа, тетя).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    развитие внимания                           

Игра «Я умею – не умею»                                                                                                                     

Я умею пылесосить  ковер. Я умею мыть посуду. Я умею протирать пыль.         Я не умею варить обед. Я не умею стирать. Я не умею гладить.                                                                                           

Развитие памяти:

Игра «Повтори, не ошибись»                                                                   

Старенькая, ласковая, добрая, трудолюбивая, заботливая, веселая.

Развитие мышления:                                                                                                                         

Игра «Назови лишнее слово»                                                                                                                     

Папа, дедушка, девочка,сын.                                                                        

Бабушка, мальчик, мама, дочь.                                                                                           

Разговаривать нужно (сердито, вежливо, доброжелательно).                                               

Жить надо (дружно,  счастливо, строго).                                                                                          

Относитесь друг к другу (внимательно, уважительно, поровну).


24.01.2022-28.01.2002

рекомендации родителям по лексической теме: "посуда, электроприборы"

 Рекомендации для родителей по лексической теме: «ПОСУДА»

1. Новая лексика :

Названия: предметов посуды. Признаки: столовая, кухонная, чайный, глубокая, мелкая, металлическая, фарфоровая, стеклянная, керамическая, деревянная, прочная, бьющаяся, хрупкая и др. Действия: приготавливать (пищу), наливать, варить, жарить, печь, кипятить, насыпать, отрезать, расписывать, мыть, вытирать, чистить, беречь, сервировать, охлаждать  идр.

2.Обобщающее понятие «посуда», что такое посуда, ее виды, материалы, из которых она изготавливается;



Дидактическое упражнение «Что это?»

Это кастрюля. В ней можно сварить суп.

Это тарелка. В нее можно положить еду.

Это ложка. Ложкой можно набирать еду и класть в рот. И т.д.

Дидактическая игра «Что для чего?»

Рассмотреть с детьми посуду, поговорить о её назначении :

—Кухонную посуду ( в котором готовят пищу) ;

—Столовая ( из которой едят )

—В котором хранят продукты;

—Декоративная посуда ;

Дидактическая игра «Где живут продукты? »

Объясните детям, что у каждого продукта есть свой домик и просит угадать детей название домика.

Сахар живет в… (сахарнице).         Соль живет в… (солонке). Сухари живут в… (сухарнице).     Масло живет в… (масленке). И т.д.

Дидактическое упражнение «Из чего сделана посуда?»

Проводится с перекидыванием мяча. Взрослый называет предмет, Дети –прилагательное характеризующее материал, из которого он сделан. Например:

Вилка из металла. Они какая? Металлическая вилка

Ложка из дерева. Они какая? Деревянная ложка

Тарелка из пластмассы. Она какая? Пластмассовая тарелка


3. Рассказать о правилах пользования посудой, ухода за ней, сервировки стола, безопасность

Дидактическая упражнение «Подбирай, называй, запоминай»

Родитель предлагает ребёнку закончить предложения (подобрать и назвать как можно больше слов-действий).

-Покупая посуду в магазине покупатель (что делает?)… выбирает, рассматривает, проверяет, любуется, упаковывает и т.д.

-Ухаживая за посудой человек (что делает?)… моет, ополаскивает, вытирает, чистит, натирает до блеска..

Дидактическое упражнение «Сказка о чайнике»

Послушай сказку:

«Сказка о чайнике»

Жил –был чайник. У него была семья -посуда. Чайник был пузатый -препузатый. У него была ручка, крышка и маленький носик с одной ноздрёй. Чайник был железный и очень полезный. Люди его любили и чай из него пилиТеперь придумай такую же сказку о каком –либо предмете



Чтопошлоне так?

Взрослый предлагает детям найти причину названного события и достроить предложение. Варианты обсуждаются.

Огонь на газовой плите под кастрюлей с супом погас, потому что...

Картошка при жарке на сковороде сгорела, потому что…

Вода из чайника вся выкипела, потому что...

Чашка разбилась, потому что

В раковине лежала грязная посуда, потому что...


1.Родителям рекомендуется:

·        Рассказать ребенку, что в доме есть много «помощников» - это бытовые приборы бытовая

техника. Покажите примеры бытовой техники. Расскажите, для чего нужен каждый прибор. Как они используются человеком.

·        Объясните, основные правила безопасности при использовании бытовых приборов.

Попросите ребенка назвать бытовые приборы, которые используют на кухне, в ванной, в жилой комнате.

·        Закрепить в словаре ребенка слова (уметь четко произносить):  электроприборы,  телевизор,

пылесос, компьютер, холодильник, стиральная машина, микроволновая печь, мясорубка, кофеварка, кофемолка,соковыжималка,скороварка.

2.Выполнить упражнения:

Упражнение «Угадай электроприбор»

Сок выжимает - … .

Мясо рубит - … .

Кофе варит - … .

Кофе молит - … .

Пыль собирает - … .

Скоро варит - … .

Проделать упражнение наоборот. Ребенок называет существительное + глагол – взрослый угадывает электроприбор.

Упражнение « Чего много в  магазине»

У меня соковыжималка – в магазине много соковыжималок.

Словарь: телевизор,пылесос, компьютер, холодильник, стиральная машина, микроволновая печь, мясорубка, кофеварка, кофемолка,соковыжималка,скороварка.

Упражнение «Сколько электроприборов отремонтировал Фаер»

Фаер отремонтировал один телевизор.

Фаер отремонтировал два телевизора.

Фаер отремонтировал пять телевизоров.

Словарь: телевизор, компьютер, стиральная машина, микроволновая печь, мясорубка.

Контролируйте, что бы ребенок проговаривал фразу правильно.

Упражнение «Закончи мое предложение».

·        Мама стирает белье в … (стиральной машине).

·        Папа чистит ковер … (пылесосом).

·        Мама взбивает крем … (миксером).

·        Дедушка достает на кухне молоко из … (холодильника).

·         Бабушка варит щи на … (электроплите).

·        Юля смотрит передачу «Спокойной ночи малыши» по … (телевизору).

·        Мама сушит мокрые волосы … (феном).

Упражнение "4-ый лишний"


17.01.2022-21.01.2022


Лексическая тема "В гостях у сказки" 


Игра "составь и расскажи сказку"
                  



        

Кто такой дефектолог?

 

Существует профессия, которая объединяет медицину и педагогику. Это дефектология. Специалист в области дефектологии должен стать лучшим другом и советчиком для особенных деток и их родителей. Дефектолог - это преподаватель, специализирующийся на занятиях с детьми, которые отстают в физическом или психическом развитии.

  



Домашние задания

Методические рекомендации для  родителей

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность в работе учителя – дефектолога, логопеда, воспитателей и родителей.

1. У ребенка с ЗПР ослаблена память, не сформировано произвольное внимание, отстают в развитии мыслительные процессы, поэтому необходимо закреплять изученный материал в детском саду и дома.

Для этого задаются домашние задания на повторение изученной темы .  

2. Первоначально задания выполняются ребенком с активной помощью родителя, постепенно приучая ребенка к самостоятельности.

3. Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание. Помощь должна носить своевременный и разумный характер.

4. Важно определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданию дефектолога.

5. Время занятий (15 – 20 мин.) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала.

6. Занятия должны носить занимательный характер.

7. При получении задания необходимо внимательно ознакомиться с его содержанием, убедиться, что вам все понятно.

8. В затруднительных случаях консультироваться у педагога.

9. Занятия должны быть регулярными.

11. Закрепление знаний может проводиться во время прогулок, поездок, по дороге в детский сад. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.

12. Занятия должны быть непродолжительными, не вызывать утомления и пресыщения.

13.Необходимо разнообразить формы и методы проведения занятия, чередовать занятия по развитию речи с заданиями по развитию внимания, памяти, мышления…

14.Необходимо придерживаться единых требований, которые предъявляются ребенку.

15. У ребенка с ЗПР практически всегда нарушено речевое развитие, поэтому необходимо ежедневно тренировать ребенка в выполнении артикуляционной гимнастики.

16. Упражнения обязательно выполняются перед зеркалом.

17. Особое внимание уделяется не скорости, а качеству и точности выполнения артикуляционных упражнений.

18. Важно следить за чистотой выполнения движений: без сопутствующих движений, плавно, без излишнего напряжения или вялости, следить за полным объемом движений, за точностью, темпом упражнений, часто – под счет взрослого….

19. Каждое артикуляционное упражнение рекомендуется выполнять сначала медленно, затем темп ускорять.

20. Упражнение выполняется 6 – 8 раз по 10 сек. (можно больше). Для лучшей наглядности упражнения делаются совместно с ребенком, старательно показывая и объясняя каждое движение.

21. Для закрепления звука в слоге, слове необходимо повторять речевой материал не менее 3- х раз.

22. При произнесении нужного звука следует произносить звук в слоге или слове утрированно (намеренно выделяя голосом).

23. Тетрадь для закрепления материала необходимо содержать в аккуратном виде.

24. Будьте терпеливы с ребенком, доброжелательны, но достаточно требовательны.

25. Отмечайте малейшие успехи, учите ребенка преодолевать трудности.

26. Обязательно посещайте консультации педагога

27. Своевременно консультируйтесь и проводите лечение детей у врачей, к которым направляет учитель – дефектолог.

 



Комплекс артикуляционной гимнастики

(старшая и подготовительная группы)

 

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной

гимнастики.

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно,

чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше

заниматься ежедневно 2 раза в день по 5–10 минут.

2. Каждое упражнение выполняется по 5 - 7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 8-15 секунд

(удержание артикуляционной позы в одном положении). 

4. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком

положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги

находятся в спокойном положении.

5. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо,

чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения

упражнений. Поэтому во время проведения артикуляционной

гимнастики должны воспользоваться небольшим ручным зеркалом

(примерно 9х12 см), взрослы должен находиться напротив ребенка

лицом к нему.

Организация проведения артикуляционной гимнастики:

1. Взрослый показывает выполнение упражнения

2. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует

выполнение.

Упражнение «Блинчик»

Улыбнуться, открыть рот и положить

широкий расслабленный язык на

нижнюю губу и удерживать, считая от 8-10.



Упражнение «Чашечка»

Улыбнуться, открыть широко рот, высунуть

язык. Кончик и боковые края языка

приподнять: получится чашечка. Под счет

от 8 - 10


Упражнение «Вкусное варенье»

Открыть рот, широким языком облизать

верхнюю губу. Выполняя движение сверху

- вниз.

 

 Упражнение

«Часики».

Приоткрыть рот, губы растянуть в

улыбке и кончиком узкого языка

попеременно тянуться в разные уголки

рта, изображая маятник часов.

Упражнение «Частим зубки».

Открыть рот и кончиком языка «почистить»

нижние зубки, выполняя движение

снизувверх.

Упражнение «Качели».

Открыть рот и кончик языка потянуть сначала за верхние зубы, а

потом за нижние, затем опятьза верхние, а потом снова за нижние.

Так качаются качели.__  

    



                                  




















 



 
















 



 

            

                                                            

 



 

 





Комментариев нет:

Отправить комментарий

                                                  Тема недели: "Цветы" Художественно-эстетическое развитие (Лепка) Пасхальное позд...